SITE LOGO
 Введение в предмет - Страница 3 - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Форум » Специальности факультета » Психология » Введение в предмет
Введение в предмет
AlurardДата: Вторник, 05.08.2008, 03:28 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Директор
Сообщений: 342
Репутация: 9
Статус: Нету =(
ПСИХОЛОГИЯ, наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких искусственных систем, как компьютеры. Определение предмета психологии всегда зависело от того, что под ним понимали представители той или иной ее школы. Однако в наши дни множество психологических представлений вполне успешно, хотя и эклектически, уживаются друг с другом. Психология теперь определяется не столько в соответствии с теоретическими представлениями той или иной школы или системы, сколько в терминах конкретных отраслей исследований, например экспериментальная психология, социальная психология, клиническая психология (или патопсихология), психология научения, восприятия, мотивации, эмоций, личности, сравнительная психология, прикладная психология, психология развития. Внутри каждой из этих отраслей имеются противоположные точки зрения и позиции, но в совокупности они образуют широкое разнообразие теорий и методологических систем, что позволяет использовать различные возможные подходы к изучению психологии человека.

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
До 19 в. психология не была независимой научной дисциплиной, ее трудно было отделить от чисто абстрактных философских рассуждений. То, что мы сейчас называем психологией, в действительности было частью философии. Некоторые понятия и проблемы, имеющие важные приложения в психологии, — относительное значение врожденного и приобретенного, изменчивость и стабильность человеческой личности, отношения разума и эмоций, природа мотивации, свобода и детерминизм в поведении человека, экзистенциальное значение и ценность личностной самореализации, взаимоотношения психики и тела, природа сознания и восприятия, значение снов — обсуждались ранее многими философами, начиная с древних греков, прежде всего Платоном и Аристотелем, а затем в трудах таких мыслителей, как Августин, Фома Аквинский, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Беркли, Юм и Кант. Однако только в 19 в. общие рассуждения и манипуляции абстрактными понятиями уступили место гипотезам, проверяемым в эксперименте и принимаемым лишь на основании фактических доказательств.

Необходимые предпосылки для превращения психологии в научную дисциплину заложили английские философы эмпирической школы — Локк, Юм и Беркли, придававшие особое значение индивидуальному чувственному восприятию. Согласно их взглядам, чувственное восприятие ("впечатления") порождает "идеи", "ассоциации" которых являются основой "рассуждения". Отсюда следует, что сенсорный опыт — это первая существенная ступень в развитии сознания. Исходя из этих посылок, новая экспериментальная психология сосредоточила все внимание на вопросе о том, как формируются у человека представления о внешнем мире. Требовалось определить, при каких условиях сенсорная стимуляция приводит к появлению "идей", а также каковы механизмы ассоциации идей, обеспечивающие научение и запоминание.

Возникновение экспериментальной психологии. В 19 в. ряд физиологов и физиков начали проводить исследования в области психологии, основанные на тщательном сборе и анализе экспериментальных данных. Так, Э.Вебер экспериментально исследовал дифференциальные пороги ощущений, т. е. способность органов чувств дифференцировать силу внешнего воздействия (например, насколько должен отличаться один объект от другого по весу, чтобы сенсорный аппарат человека смог уловить эти различия). Этот феномен "едва заметных различий" был положен Г.Фехнером в основу закона, утверждающего, что для роста интенсивности ощущения сила стимула (звука, давления и т.п.) должна возрастать в геометрической прогрессии. В 1860 Фехнер разработал ряд методов психофизических измерений, создавших ему репутацию основоположника экспериментальной психологии. Организационно эта шкала оформилась благодаря В.Вундту, который открыл и возглавил первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете (1879).

Крупнейшим экспериментальным психологом 19 в. стал Г.Гельмгольц. Среди его достижений — трехкомпонентная теория цветового зрения, эмпирическая теория восприятия, теория слуха, теория "бессознательных умозаключений".

Наконец, даже в самом кратком обзоре истории экспериментальной психологии нельзя не упомянуть Г.Эббингауза, впервые разработавшего количественный подход к изучению памяти. Его главным вкладом в психологию стало исследование принципов заучивания и забывания, которое он осуществил, используя длинный список бессмысленных слогов (см. НАУЧЕНИЕ).


Моё слово-это оружие, а за слова я всегда отвечаю...
Собака, которая не человек и не монстр, не могут убить меня, чудовище могут убить только люди! test
 
AlurardДата: Вторник, 05.08.2008, 03:54 | Сообщение # 31
Admin
Группа: Директор
Сообщений: 342
Репутация: 9
Статус: Нету =(
Аффективные расстройства: депрессия. Психиатры различают невротическую и психотическую депрессию. Психотическая депрессия характеризуется сильным комплексом вины, отсутствием жалости к себе, слабо выраженной тревожностью, деперсонализацией, нарушением концентрации внимания, постоянно угнетенным состоянием и патологической меланхолией. При невротической депрессии отмечается значительная изменчивость депрессивных симптомов, отсутствуют бред, деперсонализация, чувство вины и снижение концентрации внимания; характерны сильная тревожность и жалость к самому себе. Гипотез, объясняющих депрессию, становится все больше. В модели "выученной беспомощности" депрессия рассматривается как результат мучительного состояния, когда человек чувствует, что не в силах справиться с ситуацией. Как показывают эксперименты, сама по себе вера в то, что, предприняв какие-то действия, удастся контролировать или хотя бы изменить ситуацию, является хорошей защитой от депрессии. По мнению ряда психологов, "иммунитет" к депрессии может быть заложен в детстве, если условия позволяют ребенку убедиться в том, что поступки человека действительно влияют на жизненные события. Широко известна также когнитивная теория депрессии, согласно которой подверженные депрессии люди имеют "негативную когнитивную установку", характеризующуюся самообвинением и в целом негативным представлением о себе. Выдвигались также биохимические теории депрессии. Тот факт, что депрессия является одной из основных причин самоубийств, ставит ее на особое место в современных исследованиях.

Психотерапия. Разнообразные психотерапевтические методы можно разделить на следующие группы: психодинамические; поведенческие; когнитивные; феноменологические; экзистенциальные; групповая психотерапия; изменение состояний сознания; экспрессивная терапия.

Психодинамические подходы к терапии включают психоанализ Фрейда, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, межличностную теорию психотерапии Салливана, волевую терапию Ранка, характерологический анализ Райха и Хорни. Все психодинамические подходы в той или иной мере восходят к теории Фрейда, но в наибольшей степени те из них, которые рассматривают личностные конфликты в свете бессознательных мотивационных и эмоциональных процессов. Среди психодинамических методов наиболее известны психоаналитические техники, предложенные самим Фрейдом и направленные на вскрытие бессознательной мотивации посредством свободных ассоциаций. Применяются и другие методы Фрейда, например интерпретация сновидений. Задача данного направления психотерапии — укрепить инстанцию "Я" пациента и добиться разрешения внутреннего конфликта через преодоление разрыва между сознательным и бессознательным. Психоаналитическая терапия, по сути дела, представляет собой процесс "перевоспитания", в котором бессознательные конфликты переводятся в сферу сознания, что и создает условия для их разрешения.

Психотерапевты, работающие в рамках поведенческого подхода, интересуются главным образом особенностями поведения индивида, а не психологическими факторами, лежащими "за ними". Методы здесь весьма разнообразные, от тренинга нечувствительности к тревожным стимулам и ситуациям до парадоксальных интенций (способа лечения фобий и навязчивых состояний путем намеренного осуществления патологического действия) и метода выключения рефлексии. Парадоксальная интенция обращает процесс, вызывающий тревожность. Например, если боязнь инфаркта миокарда заставляет сердце биться сильнее и в результате повышается уровень тревожности, пациенту советуют сказать себе, что его сердце может биться, как ему угодно; при этом парадоксальным образом частота сердцебиений снижается. Выключение рефлексии представляет собой технику подавления самонаблюдения. С помощью т. н. контробусловливания активируют те процессы, которые изменяют нежелательные приобретенные реакции. Например, безразличие ребенка к приходу отца может быть преодолено очень простым способом — папа приносит домой конфеты и игрушки.


Моё слово-это оружие, а за слова я всегда отвечаю...
Собака, которая не человек и не монстр, не могут убить меня, чудовище могут убить только люди! test
 
AlurardДата: Вторник, 05.08.2008, 03:55 | Сообщение # 32
Admin
Группа: Директор
Сообщений: 342
Репутация: 9
Статус: Нету =(
Рациональная эмотивная терапия А.Эллиса, логотерапия В.Франкла, философская психотерапия У.Сахакьяна и интерпретативный метод Э.Бека — примеры когнитивного подхода в психотерапии. Логотерапия Франкла основана на поиске смысла жизни. Сахакьян утверждает, что философcки ориентированные ирония и шутка, адресованные самому себе, являются сильным терапевтическим фактором. Терапия Эллиса направлена на замещение иррациональных суждений рациональными идеями, поскольку исходит из того, что иррациональные построения порождают невротическое поведение, тогда как нормальное поведение формируется на основе рациональных представлений. Согласно Беку, смысл, который придается конкретной ситуации, определяет соответствующее эмоциональное к ней отношение. Если ситуация интерпретируется индивидом как угрожающая, то он будет реагировать тревожно, поскольку именно его оценка и "запускает" эмоциональные реакции. "Терапия реальностью" У.Глассера и гештальт-терапия Ф.Перлза тоже могут быть классифицированы как когнитивные подходы. Терапия Глассера стремится обратить пациентов к реальности, к успешному взаимодействию с окружающим миром. Гештальт-терапия представляет собой приложение принципов гештальт-психологии к анализу личности пациента, причем особое внимание уделяет его чувствам, настроениям и ощущениям собственного тела. Подчеркивая значение событий, происходящих "здесь и теперь", гештальт-терапевты стремятся восстановить целостность личности, состояние "хорошего гештальта".
Центрированная на "клиенте" терапия К.Роджерса может служить примером феноменологического подхода к психотерапии. Отталкиваясь от субъективного опыта клиентов, неавторитарный подход Роджерса трактует их как самодостаточных субъектов, находящихся в равном положении с психотерапевтом, а успех лечения связывает с непосредственной ситуацией, а не с прошлым опытом. На психотерапевтической сессии клиенту все дозволено, терапевт никак не направляет поведение больного и не интерпретирует его. Целью здесь является достижение зрелости, самоактуализации, самоуважения, личностного роста, иными словами — "полностью функционирующей личности".


Моё слово-это оружие, а за слова я всегда отвечаю...
Собака, которая не человек и не монстр, не могут убить меня, чудовище могут убить только люди! test
 
AlurardДата: Вторник, 05.08.2008, 03:55 | Сообщение # 33
Admin
Группа: Директор
Сообщений: 342
Репутация: 9
Статус: Нету =(
Экзистенциальная психотерапия (лат. existentia — существование) подчеркивает значение свободы, возможности выбора, верности самому себе, индивидуальности, поиска смысла жизни, взаимодействия со значимым окружением, умения находиться в ситуации "здесь и теперь". Утрата смысла жизни ведет к экзистенциальным неврозам. Психотерапевтическая "сессия" представляет собой "встречу" пациента и терапевта, цель которой — формирование нового взгляда на жизнь. Во время успешной психотерапевтической сессии устанавливается человеческий контакт между ее участниками, переживаются отношения типа "Я — Ты". Это происходит в том случае, когда психотерапевту удается проникнуть в "феноменологический" (т.е. субъективный) мир пациента.

Начиная с 1960-х годов стало развиваться огромное количество новых психотерапевтических подходов. В дополнение к различным видам групповой психотерапии и т.н. группам встреч возникают "экспрессивные" виды психологической помощи — танцевальная терапия, психодрама, терапия пением, искусством, рисованием, скульптурой, а также такие техники, как трансцендентальная медитация, "эст", рольфинг, биоэнергетический анализ, трансактный анализ. Биоэнергетический анализ направлен на освобождение телесной энергии индивида путем раскрытия ранее сдерживаемых эмоций и снятия физического напряжения. Трансактный анализ является формой групповой психотерапии и имеет дело с ролевым поведением в межличностных взаимодействиях, а также с манипулятивными стратегиями (играми), к которым прибегают люди, стремясь к верховенству над ближними. Подход В.Эрхарда, называемый "эст", ставит своей задачей такую трансформацию жизни пациента, в ходе которой он обретал бы "опыт удовлетворенности" самим собой и тем, что стал хозяином своего внутреннего мира. Ида Рольф, создатель рольфинга, полагает, что глубокий мышечный массаж приводит в порядок тело, разрушаемое негативным эмоциональным опытом. Трансцендентальная медитация представляет собой технику релаксации, направленную на развитие психических сил и концентрации через повторение определенного сочетания звуков ("мантры").


Моё слово-это оружие, а за слова я всегда отвечаю...
Собака, которая не человек и не монстр, не могут убить меня, чудовище могут убить только люди! test
 
AlurardДата: Вторник, 05.08.2008, 03:56 | Сообщение # 34
Admin
Группа: Директор
Сообщений: 342
Репутация: 9
Статус: Нету =(
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологи используют разнообразные методы и подходы, позволяющие получать надежную информацию о функционировании и механизмах человеческой психики, однако особую ценность имеет метод эксперимента, так как степень достоверности результатов, получаемых с его помощью, поддается измерению. Правильно поставленный психологический эксперимент должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к экспериментальным исследованиям, и при его описании должно быть четко указано: а) какая гипотеза проверялась; б) в чем состояла экспериментальная процедура; в) какие аппаратура и инструментарий использовались; г) как анализировались полученные данные; д) на какой основе сделаны заключения.

Экспериментаторы имеют возможность проверять результаты исследований друг друга путем повторения того или иного опыта. Воспроизводимость данных эксперимента, т. е. получение сходных результатов при его повторении, — важный способ проверки его значимости. Чтобы гарантировать достоверность результатов, прибегают к постановке опытов со "слепым контролем" или "двойным слепым контролем". Это возможно в тех случаях, когда замысел экспериментатора требует разделения испытуемых на две группы — экспериментальную и контрольную. Например, исследуется эффективность применения диазепама (валиума) для лечения тревожности. Экспериментальная группа получает это лекарство, а контрольная не получает. В варианте со слепым контролем испытуемые не знают о том, кто получает лекарство, а кто — плацебо (нейтральные таблетки), хотя сам экспериментатор обладает соответствующей информацией. Чтобы помешать слишком увлеченным какой-то гипотезой психологам предвзято интерпретировать факты, используется двойной слепой контроль, суть которого состоит в том, что ни испытуемые, ни непосредственно наблюдающие их экспериментаторы не знают, кто в действительности получает лекарство, а кто — плацебо.

Излюбленный метод этологов и других исследователей, изучающих поведение в естественных условиях, — наблюдение. Например, для наблюдения за детьми психологи используют систему зеркал, чтобы дети не подозревали о том, что их поведение тщательно фиксируется, и вели себя свободно. В исследованиях по психологии сексуальности У.Мастерс и В.Джонсон наблюдали и измеряли реакции мужчин и женщин на сексуальную стимуляцию. Их исследования разоблачили множество сексуальных мифов, а также обеспечили психотерапевтов необходимой информацией для эффективной помощи пациентам с сексуальными проблемами.

Корреляционный анализ применяют для статистической оценки степени и характера взаимосвязи между определенными явлениями, если таковая представляется вероятной. Корреляции могут быть отрицательными и положительными. И те и другие свидетельствуют о взаимозависимости между переменными. В случае отрицательной корреляции две переменные ведут себя так, что когда одна из них достигает максимального значения, другая находится на минимальном уровне. Скажем, между интеллектуальной активностью и скукой корреляция отрицательная, поскольку эта активность падает, например, при решении скучных задач. Переменные интереса и интеллекта могут иметь высокую положительную связь: интеллект функционирует с максимальной эффективностью, когда человека увлекает содержание решаемой задачи. Коэффициент корреляции, обозначаемый символом r, дает представление о степени взаимосвязи. Абсолютно положительная корреляция имеет коэффициент +1, абсолютно отрицательная имеет коэффициент -1. Поскольку эти предельные значения практически не наблюдаются, психологи рассматривают коэффициенты корреляции в диапазоне от (плюс или минус) 0,40 до 0,70 как показатели значимых (от умеренных до умеренно сильных) связей.

В факторном анализе целый ряд черт или факторов группируют в корреляционную матрицу, чтобы затем выделить из них ведущие и определить меру их взаимосвязи с остальными. Например, Р.Кеттел, при определении дифференциально-психологической характеристики индивида, устанавливал корреляции между такими чертами личности, как покорность — напористость, практичность — совестливость, доверчивость — подозрительность, низкая тревожность — высокая тревожность, зависимость — независимость. Такого рода характеристики (профили) личности используются при оценке психического здоровья.


Моё слово-это оружие, а за слова я всегда отвечаю...
Собака, которая не человек и не монстр, не могут убить меня, чудовище могут убить только люди! test
 
AlurardДата: Вторник, 05.08.2008, 03:56 | Сообщение # 35
Admin
Группа: Директор
Сообщений: 342
Репутация: 9
Статус: Нету =(
Психометрическая традиция, начало которой положили работы Ф.Гальтона, обеспечила психологов мощным средством изучения личности. Она стимулировала развитие различного рода диагностических процедур, среди которых особенно полезными оказались проективные методики. Юнг ввел в научный оборот ассоциативный тест, состоящий из ста слов и предназначенный для выявления у индивидов психологических комплексов. Г.Роршах в качестве диагностического средства предложил тест "чернильных пятен" — то, как испытуемый "видит" чернильные пятна, характеризует его психическое состояние. С помощью тематического апперцептивного теста (ТАТ) выявляют внутренние конфликты, эмоции и потребности, предлагая испытуемому составить рассказ на основе предъявляемых двадцати картинок.

Другим популярным среди психологов методом являются тесты-обследования: личностные опросники, интервью, самоотчеты испытуемых и опросы общественного мнения. Широко используются Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММPI), применяемый для оценки основных черт личности и выявления психологических проблем индивида, а также Калифорнийский психологический опросник (CPI), который, как и многие другие опросники, предназначен для оценки личности в целом, а не только психических отклонений.

Опыт клинических наблюдений сыграл большую роль в развитии представлений как о нормальной, так и о патологической личности. Именно из клинического метода вырос психоанализ. В знаменитом случае с Анной О. больная избавилась от паралича посредством "лечения разговором" — подхода, который трансформировался впоследствии в фундаментальный для психоанализа принцип свободных ассоциаций. Другие понятия психоанализа, такие, как перенос (трансфер) и отреагирование, восходят к классическому клиническому исследованию больной, у которой симптомы возникли в результате самогипноза.


Моё слово-это оружие, а за слова я всегда отвечаю...
Собака, которая не человек и не монстр, не могут убить меня, чудовище могут убить только люди! test
 
AlurardДата: Вторник, 05.08.2008, 03:56 | Сообщение # 36
Admin
Группа: Директор
Сообщений: 342
Репутация: 9
Статус: Нету =(
ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ
До Второй мировой войны большинство психологов работали в университетах. Начиная с 1940-х годов, все возрастающее число специалистов-психологов стало работать в больницах, в сфере промышленности, правительственных учреждениях, центрах психического здоровья, служить в армии. Многие психологи обратились к частной практике.

Одна из наиболее бурно развивающихся областей — клиническая психология — имеет дело с диагностикой и коррекцией психологических расстройств. В большинстве штатов США психологи, занимающиеся клинической психологией, должны пройти соответствующую сертификацию. Как и врачи, клинические психологи несут ответственность за неправильное лечение и могут преследоваться в судебном порядке за непрофессиональное поведение; существуют также различного рода профессиональные организации, отвечающие за качество психологической помощи населению.

С работой клинических психологов тесно связана, а иногда и частично совпадает деятельность школьных психологов и психологов-консультантов, которые вовлечены в педагогический процесс, оказывают помощь в профессиональном отборе, проводят тесты способностей, тесты интеллекта и отборочные тесты и на основе полученных результатов дают определенные рекомендации. С клинической психологией непосредственно связана и работа местных организаций по охране психического здоровья; в ней участвуют не только психологи, психиатры и ориентированные на психиатрию социальные работники, но и непрофессионалы, помощь которых особенно важна в случаях кризисной ситуации, когда больного нельзя оставить одного.

Специалисты по индустриальной, инженерной и организационной психологии консультируют в сфере бизнеса и промышленности. Кроме того, они проводят соответствующие психологические исследования, в том числе экспериментальные. Главная их задача — способствовать повышению производительности труда и улучшению психологического климата на предприятиях. По существу, они занимаются изучением человеческого фактора в его взаимодействии с техникой. Так, инженеры конструируют, например, все более изощренные самолеты, но только инженерные психологи могут выяснить, в состоянии ли человек к ним приспособиться, учитывая уровень шума, усталость и стрессовые факторы, связанные с новым оборудованием.


Моё слово-это оружие, а за слова я всегда отвечаю...
Собака, которая не человек и не монстр, не могут убить меня, чудовище могут убить только люди! test
 
Форум » Специальности факультета » Психология » Введение в предмет
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz